Общественый фонд «Вместе против рака — »Oncology.kz
О нас  •  Волонтеры  •  Задай вопрос   Помоги фонду!
Рак желудка | 2-06-2011, 18:36
Как часто возникает рак желудка?

В структуре онкологической заболеваемости и смертности населения России рак желудка занимает второе место после рака легкого. Ежегодно учитывается 48,8 тыс. новых случаев этого заболевания, что составляет немногим более 11% от всех злокачественных опухолей. Около 45 тысяч россиян ежегодно умирают от рака желудка. В подавляющем большинстве стран мира заболеваемость мужчин в 2 раза выше, чем у женщин. Максимальный уровень заболеваемости раком желудка (114,7 на 100 тыс. населения) отмечен у мужчин Японии, а минимальный (3,1 на 100 тыс. населения) — у белых женщин США.

Причины возникновения рака желудка

Причины возникновения рака желудка вообще и рака желудка в частности не известны. Установлены лишь некоторые предрасполагающие к возникновению опухоли факторы. Нитраты и нитриты являются канцерогенными метаболитами, которые при продолжительном воздействии на эпителий желудка могут потенциировать его озлокачествление. Основным источником нитратов и нитритов (89%) в пище человека являются овощи. К ним относятся капуста, в том числе цветная, морковь, салат, сельдерей, свекла и шпинат. Концентрация нитратов и нитритов в овощах очень варьирует в зависимости от способов их выращивания, условий хранения, от вида применяемых удобрений и воды для поливки. Дополнительными, но менее значительными источниками нитратов и нитритов являются вяленые и копченые продукты питания. Существенное количество этих веществ также содержится в сырах, пиве и некоторых других алкогольных напитках, грибах, специях. Непищевым источником поступления нитратов и нитритов в организм человека являются курение и косметика. Повсеместное снижение заболеваемости раком желудка во многих странах мира частично связывают с улучшением качества хранения пищевых продуктов, в частности с широким применением холодильников. Это привело к снижению способности бактерий и грибов вырабатывать в хранимой пище нитрозамина и других канцерогенных метаболитов. Кроме того, благодаря использованию холодильников значительно увеличилась возможность употребления свежих фруктов и овощей и уменьшилась необходимость в копчении и вялении продуктов питания. Пиво, виски и многие другие алкогольные напитки содержат желудочные канцерогены — нитрозамины. Согласно данным некоторых исследователей, алкоголь сам по себе способен увеличивать риск возникновения рака желудка.

Что такое предраковые заболевания желудка

Предраковыми заболеваниями желудка называют состояния, которые со временем могут переходить в рак или на их фоне чаще развивается рак. К таким заболеваниям относят хроническую язву желудка, полипы желудка, гипертрофический гастрит Менетрие, пернициозная (В12 — дефицитная) анемия, хронический гастрит со сниженной кислотностью желудка. Кроме того, риск злокачественной опухоли желудка выше у лиц, перенесших удаление части желудка из-за какой-то другой болезни.
  • Пернициозная (В12 — дефицитная) анемия. Ряд исследований показал, что у 1–10% больных с пернициозной анемией развивается рак желудка. Риск возникновения рака зависит от степени выраженности сопутствующего атрофического гастрита, при котором снижается кислотность желудочного сока, происходит рост микробов, увеличивается формирование азотистых соединений.
  • Язва желудка. До сравнительно недавнего времени считали, что приблизительно в 10% случаев язва желудка переходит в рак. Более поздние исследования показали, что большинство случаев так называемого перехода язвы в рак являются ранним раком желудка с его изъязвлением. Большинство ученых считают, что истинное озлокачествление язвы желудка возможно не более, чем в 1% случаев.
  • Рак оперированного желудка. Риск возникновения рака желудка после его резекции обычно повышается в 3–4 раза. При этом опухоль, как правило, располагается в культе желудка и почти никогда не распространяется на анастомозированную (пришитую к культе желудка) петлю тонкой кишки. Рак культи желудка составляет около 5% всех раков этой локализации. Риск возникновения рака культи желудка в течение первых 20 лет после резекции органа по поводу язвы двенадцатиперстной кишки остается невысоким. После 20 лет он значительно возрастает и свидетельствует о важности временного фактора для трансформации предракового состояния в злокачественную опухоль.
  • Болезнь Менетрие (гипертрофическая гастропатия). Болезнь Менетрие — редкое заболевание, характеризующееся образованием дополнительных крупных складок, снижением выработки соляной кислоты, потерей белка из-за нарушения нормальной работы клеток слизистой оболочки желудка. Существует мнение, что в 15% случаев болезнь Менетрие трансформируется в рак желудка.
  • Полипы желудка. Гиперпластические полипы — наиболее часто диагностируемая форма полипов желудка. В 75–95% случаев их размеры не превышают 1,5 см. Вероятность малигнизации этих полипов мала и обнаруживается в 0,5%. Чаще злокачественная трансформация происходит в полипах, диаметр которых превышает 2 см.

Как проявляется рак желудка?

К сожалению, на ранних стадиях рак желудка практически ничем не проявляется или «маскируется» другими имеющимися болезнями. Наиболее частые признаки опухоли желудка — немотивированная слабость, быстрая утомляемость при привычной работе, похудание, снижение аппетита. С ростом опухоли могут появляться боли в верхних отделах живота, характеристика которых чрезвычайно вариабельна. При сужении выходного отдела желудка (стеноз) появляется чувство переполнения желудка после еды, тошнота, отрыжка «тухлым», рвота.

Любые сомнения в своем самочувствии должны приводить пациента к врачу, который определит план обследования

Как диагностируют рак желудка?

Основным методом выявления рака желудка является фиброгастродуоденоскопия — осмотр желудка при помощи специального аппарата, позволяющего через фиброволокно осмотреть желудок изнутри, передать изображение на компьютер (такая аппаратура есть в нашем отделении) и взять подозрительный кусочки для изучения под микроскопом. Кроме того, можно рельеф желудка изучить при помощи рентгеновского аппарата на рентгеноскопии желудка.

Лечение рака желудка

Основным методом лечения рака желудка является операция . Никакие другие методы лечения не могут заменить хирургическое вмешательство. При небольшой опухоли желудка, расположенной у выхода из желудка, выполняют так называемую субтотальную резекцию, при которой удаляется примерно 4/5 желудка. Во всех других случаях желудок удаляется полностью, а пищевод сшивается с тонкой кишкой. Кроме самого желудка хирург удаляет и все зоны, где расположены лимфатические узлы, в которых могут быть метастазы опухоли. Результаты лечения рака желудка тем лучше, чем в более ранней стадии эта опухоль выявлена.

Химио- и лучевая терапия рака желудка

Лучевое лечение рака желудка не проводится. Химиотерапия может быть применена в тех случаях, когда удалить опухоль не удалось. В таких ситуациях она позволяет уменьшить или полностью ликвидировать тягостные проявления заболевания. К сожалению, эти эффекты кратковременны, и достичь значительного продления жизни не удается. Иногда химиотерапия применяется после операции у больных, когда опухоль удалена, но есть не удаленные метастазы опухоли или риск появления этих метастазов высок. По некоторым данным, в таких ситуациях химиотерапия улучшает результаты лечения.

Поделиться: Поделится «В Контакте»В Контакте   Поделится в FacebookFacebook   Поделится в TwitterTwitter   Поделится в «Моем Мире»Мой Мир

По теме:

Award 2011

3 место в номинации «Общественные организации» на национальной интернет- премии Award 2011

Асыл Алма 2012

1 место в номинации
«За вклад в борьбу с социально-значимыми заболеваниями», премия «Асыл Алма» 2012

Партнеры
Рейтинг@Mail.ru
Общественный фонд «Вместе против рака» © 2008–2011
Cайт разработан при поддержке Компании ТОО «Рош Казахстан»
Дизайн и разработка:  Open Up Solutions